На съемочной площадке подростки

На съемочной площадке подростки

Мало кто из фильммейкеров осмеливается снимать настоящих подростков. Чаще всего вы видите двадцатилетних взрослышей, которые косят под тинейджеров. С ними сложнее работать: они не профессиональные актеры, у них часто не хватает терпения и им постоянно нужно ходить в школу. При этом мы еще не говорим о родителях, с которыми тоже придется иметь дело.

Подростки на съемочной площадке — это та еще заноза в заднице. Но я дам вам 12 отличных советов, которые описал в свой статье Джереми Ингл — школьный учитель с 15-летним опытом работы с подростками, который к тому же снимает фильмы. Итак, приступим!

1. МНОГО РЕПЕТИРУЙТЕ

Ясно, что без этого никак. Но многие фильммейкеры пренебрегают этим из-за недостатка денег или времени. Однако, именно репетиции помогут вам создать фильм с непрофессиональными актерами-подростами.

2. СОЗДАЙТЕ БЕЗОПАСНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Очень важно создать безопасное эмоциональное пространство для подростков. Конечно, вы выбираете самых талантливых, но им будет тяжело показать себя, тем более перед сверстниками. Поэтому первое, что вам нужно сделать — это провести «ломку льда». Это поможет создать необходимую атмосферу доверия и снимет напряжение. Подобные упражнения вы сможете найти в конце статьи.

3. НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ О СЦЕНАРИИ

Правда, не беспокойтесь.

(Смотрите советы 4 и 5.)

На съемочной площадке подростки

4. СТРОЙТЕ НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ АКТЕРОВ

Не начинайте со сценария. И даже не пытайтесь говорить о персонажах вначале. Вместо этого начните с актеров и их личной жизни. Когда Джереми Ингл снимал один из своих фильмов с подростками, никто не видел сценария первые два месяца!

На первой же репетиции, после «ломки льда», Джереми предложил всем стать в круг, закрыть глаза и вспомнить все конфликты за прошлую неделю. Потом он попросил рассказать об этих конфликтах. И вызвал нескольких добровольцев показать ту сцену, которую сейчас услышали.

На «домашнее задание» Джереми Ингл предложил подросткам записывать все конфликты, которые они переживут. На следующей репетиции все истории были прочитаны, а самую интересную было решено поставить. Режиссером выступил автор истории.

Такие репетиции помогают подросткам поверить в себя и попробовать себя в качестве актеров.

5. БУДЬТЕ АККУРАТНЫ С АКТЕРСКИМ (ИЛИ РЕЖИССЕРСКИМ) ЖАРГОНОМ

На съемочной площадке принято использовать профессиональный жаргон. Но вам нужно помнить, что перед вами подростки, для которых все ваши термины лишь набор звуков. Поэтому лучше использовать те термины и обозначения, которые пришли из их личного опыта.

К примеру, если вы имеете дело с подростком, который занимается боксом, можно провести аналогию. Актеру, который слишком доминирует в сцене можно сказать: «Поработай на контратаках. Пусть противник покажет все, что может. Дождись, когда он откроется».

На съемочной площадке подростки

6. ИМПРОВИЗАЦИЯ (НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ О СЦЕНАРИИ ЧАСТЬ 2)

Не заставляйте начинающих актеров фокусироваться на репликах или действиях, которые они должны совершить. Гораздо важнее, чтобы они слушали, реагировали и жили в предложенных обстоятельствах. Актеры должны понимать сцену и иметь с ней эмоциональный контакт. Поэтому вам нужна импровизация.

Импровизация может идти из личного опыта актеров (смотрите совет №3), или из предложенных обстоятельств. Смотрите варианты импровизационных игр в конце статьи.

7. ВЕСЕЛИТЕСЬ

Веселье очень помогает раскрепостить актеров-подростков. Так они смогут спокойно экспериментировать, и не боятся, что у них что-то не получится.

Кроме того, подросткам мешает желание всем нравиться, и они предпочитают не рисковать. Но лучше, если они будут знать, что имеют полную свободу действий. Даже если они зайдут слишком далеко — это хороший способ определить границы, за которые не стоит заходить на съемочной площадке.

На съемочной площадке подростки

7-б БУДЬТЕ СЕРЬЕЗНЫМИ

Конечно, создание фильма может быть очень веселым. Но важно понимать, что иногда это больше походит на работу. Подросткам придется делать что-то снова и снова, даже когда они устанут. А иногда ваша репетиция может просто превратиться в балаган. Поэтому должен быть баланс между весельем и серьезностью. И режиссер — это именно тот человек, который должен чувствовать пульс группы на протяжении всего съемочного процесса.

8. СНЭКИ

Имеются ввиду чипсы, сухарики, сало. Объяснять, думаю, ничего не надо. Просто сделайте запасы.

9. ПОГОВОРИТЕ С ЮРИСТОМ

Джереми Ингл — американец, и этим все сказано. И все-таки, если вы хотите исполнить все советы Джереми Ингла — проконсультируйтесь с юристом. Я знаю, что у нас коллектив подростков даже в автобусе без специального разрешения возить нельзя. Поэтому вам предстоит заполнить кучу бумаг и, возможно, даже поучаствовать в коррупционной схеме.

На съемочной площадке подростки

10. КАСТИНГ

По-прежнему, одним из самых главных этапов в создании фильма является кастинг. И если вы не найдете для своего фильма хороших актеров, ваш фильм скорее всего провалится. Поэтому запланируйте длительный кастинг. Так вы сможете найти талантливых, но еще никому не известных актеров-подростков.

10-б ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ОТНОШЕНИЯ С ШКОЛАМИ, УЧИТЕЛЯМИ, ДРАМАТИЧЕСКИМИ КРУЖКАМИ

Вы можете начать налаживать отношения с ними еще задолго до того, как начнете снимать свой фильм. Поговорите с ними о своем проекте. Познакомьтесь с подростками и дайте им понять, что ваш фильм — это их шанс, которым стоит воспользоваться. Такое общение намного эффективнее рекламных буклетов.

11 СТРОЙТЕ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

С самого начала заручитесь поддержкой родителей.

Во-первых, вам нужно развеять все их страхи. Будьте с ними честными в разговоре о сценарии и темах, которые вы в нем затрагиваете. Лучше всего, если они поймут, что вы сами смотрите на их детей как родитель, то есть школа и безопасность прежде всего.

Во-вторых, не забывайте, что родители делают много закулисной работы. И это от них зависит, придут ли подростки на репетицию вовремя, и придут ли вообще.

На съемочной площадке подростки

12 ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФИЛЬМЕ УМА МНОГО НЕ НАДО

Джереми Ингл советует больше тратить время на слушание, невербальное общение и совершение простых действий.

Но одной из репетиций он предложил группе вспомнить о своем первом дне в школе: их страхи, надежды, переживания. Джереми попросил их вспомнить, как выглядели коридоры, парты, учебники.  А затем они потратили большую часть репетиции на то, чтобы прогуливаться в классе и присаживаться.

ВАЖНОЕ НАПОМИНАНИЕ

  • Позаботьтесь о том, чтобы актеры чувствовали себя комфортно перед камерой.
  • Вырабатывайте терпение и выдержку.
  • Помните, что всему можно научиться.
  • Хвалите актеров.

ИГРЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ «ЛОМКЕ ЛЬДА»

КТО НАЧАЛ ДВИЖЕНИЕ? Актеры становятся в круг. Один актер выходит из комнаты, пока другие выбирают лидера, который будет показывать движения. Вышедшего актера зовут назад, он становится в центр круга и пытается определить, кто показывает новые движения (двигает руками, стучит ногами, кивает).

ЗАМРИ И ОБЪЯСНИ. Два актера импровизируют сцену. В любой момент кто-то дргой из группы кричит: «Замри!». Актеры должны мгновенно замереть. Тот, кто остановил сцену стучит одного из актеров по плечу. Тот актер садится на место, а новый занимает его позу и должен начать новую сцену. Новая сцена должна отличаться от предыдущей, но логично следовать из поз двух собеседников. В любой момент кто-то снова кричит «замри!», и все повторяется сначала.

СОБАКА И ЕЕ КОСТЬ. Один актер («собака») с завязанными глазами сидит в центре комнаты. Перед ним лежит собачья кость. Вокруг него кругом сидят актеры. Они должны украсть кость. Режиссер указывает на одного из актеров в круге и он должен попытаться украсть кость. Но если «собака» что-то слышит, она поворачивается в сторону, откуда идут звуки, и тогда актер должен вернуться назад и сесть. Это занятие великолепно для работы над полным посвящением одному действию. И это очень хорошо фокусирует молодых беспокойных подростков.

На съемочной площадке подростки

НУ, И НАПОСЛЕДОК…

Вы можете посмотреть короткометражный фильм Джереми Ингла, который дал нам такие полезные советы.

Это фильм «Mosquito». Он был показан более чем на 14 фестивалях в 6 странах и завоевал 12 наград.

Фильм рассказывает о Нью-Йорке 70-х годов и бравом 13-летнем парне, которого хулиганы прозвали Mosquito (Комар). В ночь Хэллоуина 1974 года он будет драться для того, чтобы вернуть к себе уважение. Фильм на английском языке, но несмотря на свое школьное образование, я все понял.