Дэнни Бойл и его 15 правил

denni-boyl-i-ego-15-pravil

Дэнни Бойл был режиссером хитовых фильмов различных жанров. От предостерегающей наркотической саги «На игле» до вдохновляющей драмы «Миллионер из трущеб», которая была награждена «Оскаром».  А когда в 2010 в кинотеатрах шел его фильм «127 часов», Дэнни Бойл поделился своими 15 правилами, которые помогают ему снимать фильмы. Кстати, недавно вышел его фильм, который называется «Транс».

1. РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ.

95 процентов вашей работы — это общение. Те, кто никогда не снимал фильмы воображают, будто режиссер — это Пикассо, который рисует картину с чистого холста. На самом деле это не так. Режиссура — это обхождение с человеческим эго, ранимостью и настроением. И в нужный момент вы должны довести всех до точки кипения.

Кроме того, вам нужно убедиться, что все находятся в одном фильме. Звучит глупо, но вы постоянно видите фильмы, где актеры не находятся в одном фильме.

2. НАНИМАЙТЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ.

Ваша главная задача как режиссера — нанимать талантливых людей и обеспечивать им подходящее место, где они могли бы работать. Я очень уважаю работу актеров и то же хочу видеть и от других. Терпеть не могу, когда кто-то позади камеры читает газеты или шепчется.

3. УЧИТЕСЬ ДОВЕРЯТЬ СВОИМ ИНСТИНКТАМ.

Речь вовсе не о том, чтобы наплевать на все и довериться душевным порывам. Наилучший вариант — это когда вы отсняли все обязательные ракурсы, и у вас есть возможность довериться инстинктам. Конечно, даже при съемке низкобюджетно фильма, у вас есть финансовая ответственность. Но пошлите это все подальше и попробуйте новые пути. В случае неудачи, вы всегда сможете вернуться а Плану А или Б, если он у вас есть. Но это абсолютно точно поможет вам освежить ваш фильм и заинтересовать ваших актеров.

denni-boyl-i-ego-15-pravil-01

4. ФИЛЬМ СЛУЧАЕТСЯ В МОМЕНТ.

Фильмы необычны тем, что то, что вы снимаете в один день остается таким навечно. Возможно, перед тем как выйти на съемочную площадку, актер поругался со своей женой и, как следствие, прочитал свою сцену по-другому. И сам он стал другим.

Я прихожу из кинотеатра, который живет и меняется каждый вечер. Имея свои представления о том, каким должен был быть фильм я констатирую, что ошибся. Он меняется каждый раз, когда ты его смотришь: другая аудитория, другие места, у тебя другое настроение… Фактически фильм остается прежним, но при этом все время меняется. Вам нужно обращать на это внимание.

5. ЕСЛИ ВАШ ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ СТАЛ ХИТОМ, НЕ ПАНИКУЙТЕ.

Я был одержим историей «127 часов», которой предшествовал «Миллионер из трущоб». Но я знал, так как я не идиот, что единственная причина, по которой студия согласится снять этот фильм — это успех «Миллионера из трущоб», который принес им ведра денег. И теперь они чувствовали себя моими должниками. Не то, чтобы они решили позволить мне делать все, что я хочу, но дали мне бесплатный пробный кружок на карусели.

6. НЕ БОЙТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ О ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ.

Вы не можете просто взять и приделать любую культуру к вашей истории. И все же вы можете кое что из этого получить. Если вы займетесь другими культурами с правильным подходом, вы можете узнать много о себе, равно как и о потенциале вашего фильма в других культурах. Мы попытались сделать что-то подобное в «Миллионере из трущоб».

Большинство фильмов, снятых в Америке, об американцах. Это не страшно, но времена меняются. И я думаю, «Миллионер из трущоб» был доказательством этого. И дальше таких доказательств будет еще больше.

denni-boyl-i-ego-15-pravil-02

7. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОЮ СИЛУ ВО БЛАГО.

У вас так много силы как у режиссера, что если вы хоть чуть-чуть хорош — вы должны использовать эту силу во благо. У вас есть все полномочия, чтобы сделать фильм таким, как вы его видите. Если вы в форме, хорошо подготовились, и готовы — вы должны сделать все, чтобы фильм удался.

8. НЕ БУДЬТЕ ЭГОИСТОМ.

То как вы относитесь к людям в процессе съемок, неизбежно отразится на самой съемке. Значение производственного процесса так же велико, как и значение того, что вы производите. Не все в это верят, но я верю. Я не потерплю если кто-то будет относится к кому-то плохо. Я не люблю, когда кто-то кричит или ругается. Иногда видишь людей, которые ожидают этого от тебя, потому что в прошлом с ними так обращались, но я в такие методы не верю. Текстура фильма очень сильно зависит от почтения, с которым вы его делаете.

9. ЗАСТАВЬТЕ ТЕСТОВЫЕ ПОКАЗЫ РАБОТАТЬ НА ВАС.

Делать тестовые показы для фокус-групп тяжело, так как вы постоянно нервничаете, показывая фильм. Но они очень важны, и от них можно получать свою выгоду. Не от процесса анкетирования и послепросмотрового обсуждения. А от живого опыта сидеть в аудитории с людьми, которые почти ничего не знают об истории, которую вы хотите им рассказать. Это очень ценно. Я не научился любить такие показы, но ценить определенно начал. Думаю, вам тоже следует это делать.

denni-boyl-i-ego-15-pravil-03

10. ПРИХОДИТЕ НА ПЛОЩАДКУ С АЛЬБОМОМ.

У меня всегда с собой  альбом с фотографиями, рисунками, которыми я иллюстрирую фильм. Речь идет не о строгой раскадровке. Это просто рисунки, которые помогают с вдохновением для определенных сцен, изображений, идей, персонажей, костюмов и даже для реквизита. Эти картинки могут прийти откуда-угодно. Одни я беру у великих фотографов, другие я могу вырезать из рекламы в журнале или еще откуда-то. Я собираю их в альбом, который всегда ношу со собой. Я показываю его актерам, команде — всем.

11. ДАЖЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ НЕ ВСЕГДА РАБОТАЮТ

Как режиссер вы должны найти пульс фильма с помощью актеров. Актеры зависят от таланта и харизмы. И если о таланте мы еще можем поговорить, то харизма — вещь неопределенная. Хотя если вы можете написать формулу харизмы — считайте, что изобрели болеутоляющее. Потому что в кино мы постоянно сталкиваемся с болью, ведь даже самая идеальная формула может не работать. Иногда она работает — и мы счастливы, а иногда не работает — и мы страдаем. И все что нам остается делать — это продолжать следовать своим инстинктам и делать шаги веры. Так мы сможем хотя бы гордится тем, как мы старались.

12. БЕРИТЕ ВДОХНОВЕНИЕ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЕГО НАЙДЕТЕ.

Когда мы выпускали «Миллионера из трущеб», мы были бок-о-бок с Дэрреном Аронофски, который в то же время выпускал «Рестлера» с Fox Searchlight. Я наблюдал за этим, и это показалось мне очень интересным. Дэррен решил, что он будет следовать за этим актером во всем и получилось замечательно. Я подумал: «Я хочу сделать такой же фильм. Я бы хотел посмотреть, получится ли у меня так же». Это фильм об одном актере. Фильм получился монолитным с доминирующим исполнением главной роли.

denni-boyl-i-ego-15-pravil-04

13. «ТОЛКАЙТЕ КОЛЯСКУ».

Я думаю, что вы всегда должны пытаться толкнуть вещи так далеко как можете. Серьезно! Я называю это «толкать коляску». Вы ведь знаете такие коляски, в которых катают детей? Вы всегда должны толкать коляску на край обрыва — это то ради чего люди ходят в кино. Причем это можно применить и к романтической комедии. Вам нужно толкать все так далеко, насколько это возможно. Я думаю, это одна из ваших обязанностей как режиссера… Вы никогда не пожалеете, делая так. Если вы сделаете свою работу хорошо, вы удивитесь как далеко за вами последует зритель. Они пройдут долгий, очень долгий путь — они уже прошли долгий путь, придя посмотреть ваше кино!

14. ВСЕГДА ОТДАВАЙ 100 ПРОЦЕНТОВ.

Вы должны работать на абсолютном максимуме, все время. Упомянут ли это в титрах в конце концов не имеет значения. Фокусируйтесь на том, чтобы толкать себя так много, как можете. Я предпочитаю не писать, но я люблю идти от написанного. Я люблю когда сценаристы пишут и потом я отталкиваюсь от этого. Точно так же я отталкиваюсь от игры актеров.

15. СНИМАЙТЕ КАК ВЫ

Урок, который я выучил на «Жизнь хуже обычной» был об изменении стиля. Мы поменяли стиль и сняли, как бы это снял Капра. Но что бы вы ни делали как кто-то — вы всегда окажитесь в беде. Это станет одним из моих правил: никаких «как кто-то». Не пытайтесь снять, как снимает Коэн или Капра, или Тарковский. Потому что вы лишь добавите себе проблем. Вам нужно найти свой собственный стиль и прилепится к нему.

Дэнни Бойл, журнал «MovieMaker»